пятница, 17 декабря 2010 г.

Высшее образование в области защиты информации

   28 октября 2009 года Министерство образования и науки Российской Федерации приказами №496 и №497 утвердило федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 090900 Информационная безопасность с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр».
   В разработке данных ФГОС ВПО активное участие принимали работодатели, т.е. представители тех компаний и организаций, которые готовы будут принимать у себя выпускников ВУЗ-ов на работу. Для них принципиальным является прием на работу выпускника, как минимум с набором необходимых компетенций, а как максимум с опытом в практическом применении данных компетенций. Что касается второго аспекта, то он достаточно сильно отстает от необходимых ожиданий работодателей, что связано с рядом таких причин, как отсутствие современного оборудования в ВУЗах, большой средний возраст профессорско-преподавательского состава, отсутствие практического опыта проектной работы у большинства преподавателей ВУЗ-ов, отсутствие механизмов контроля, позволяющих оценить степень освоения студентами ВУЗ-ов специальных дисциплин. Особенностью ФГОС ВПО является компетентностный подход. Данный подход заключается в том, что по окончании обучения выпускник должен обладать необходимым набором компетенций, которые требуются современному работодателю. Компетенции делятся на общекультурные и профессиональные.
   Что касается компетентностного подхода, то в этом случае под каждую компетенцию разрабатывается одна или более дисциплин. Успешное освоение данных дисциплин говорит о достижении выпускником необходимых компетенций. Однако открытыми остаются следующие вопросы: Кто и каким образом будет оценивать реальную картину качественного освоения дисциплин выпускниками? Как оценивать степень привития той, либо иной компетенции с помощью существующего в ВУЗ-ах подхода (система оценивания осталась старая)? Как оценить степень привития компетенции, если по разным дисциплинам (в рамках одной компетенции) студенты получают разные оценки (например, по одним дисциплинам получают пятерки, а по другим - тройки)?
   Набор на данное направление бакалавриата и магистратуры начинается с сентября 2011 года.
   Что касается специалитета, то Министерством образования и науки Российской Федерации в декабре 2010 года подготовлены проекты приказов об утверждении и введении в действие новых и переработанных федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по следующим направлениям подготовки (специальностям):
- 090301 Компьютерная безопасность (квалификация (степень) «специалист»),
- 090302 Информационная безопасность телекоммуникационных систем (квалификация (степень) «специалист»),
- 090303 Информационная безопасность автоматизированных систем (квалификация (степень) «специалист»),
- 090305 Информационно-аналитические системы безопасности (квалификация (степень) «специалист»).
    Помимо указанных 4-х специальностей остались две закрытые специальности в области криптографической защиты информации и в области противодействия иностранным техническим разведкам.
   В данных ФГОС ВПО акцент также делается на компетентностный подход.
   Несмотря на то, что указанные ФГОС ВПО еще не утверждены набор студентов на них начнется с 01 сентября 2011 года.
   После введения новых и доработки имеющихся ФГОС ВПО осталось достаточно много вопросов. Однако хочется верить, что некоторые из них будут закрыты в процессе апробирования ФГОС ВПО в реальной жизни.