вторник, 7 апреля 2009 г.

Квантовая криптография на Рускрипто'2009

  Забыл написать про самое главное для меня событие на Рускрипто-2009, про свой доклад по теме "Мифы и реальность квантовой криптографии" :). Мне пришлось выступать с этим сугубо физическим докладом на чисто криптографической секции, на которой ведущие специалисты в области классической криптографии рассказывали про собственные разработки и мировые достижения в этой области. После ряда сугубо математических докладов, которые сплошь кишили одними формулами, я встрял со своим докладом про мировые достижения в области квантовых компьютеров, квантовых вычислений и квантовой криптографии :). Я старался слишком сильно не злоупотреблять страшными терминами из области квантовой механики, а на пальцах рассказать все плюсы и минусы квантовой криптографии. После моего доклада был задан только один вопрос, кто этими проблемами занимается в России? Я, естественно, с удовольствием рассказал про свой родной радиотехнический университет в Таганроге (в котором учился и работал более 12 лет).
  Больше всего я заинтриговал народ своими разработками, которые реально позволяют осуществлять неконтролируемый несанкционированный съем информации с квантового канала связи. После этого доклада ко мне подошел парень из Белоруси, в которой очень сильно развита школа, ведущая теоретические и практические разработки в области квантового компьютинга. В общем, эта тема вызвала не поддельный интерес среди криптографического сообщества :).
  Кстати, на днях наткнулся на одну из последних аналитических статей одного из руководителей небезызвестного Российского аналитического центра (не буду озвучивать какого с политической точки зрения...), в которой написано, цитирую "копировать кубит без разрушения состояния оригинала запрещено". Кто мало-мальски разбирается в квантовой механике и принципе работы такого устройства, как квантовый усилитель, может заметить грубую ошибку, т.к. копирование возможно, а вот клонирование неизвестного квантового (суперпозиционного) состояния действительно запрещено. Это происходит по той простой причине, что суперпозиционное состояние формируется только перед соответствующим измерительным прибором (макроскопическим), а т.к. это состояние еще не сформировано, то его действительно невозможно клонировать (т.к. его еще не существует). Да, получилось как-то запутано :).

Комментариев нет:

Отправить комментарий