понедельник, 23 марта 2009 г.

Перспективные дистанционные технологии обучения

   Как я уже писал в одном из своих сообщений, 26-27 марта 2009 года компания BSI проводит "Партнерский День BSI", на который приглашены ведущие Российские компании интеграторы, являющиеся партнерами второго уровня по стандартам ISO20000, ISO27001 и BS25999. На данном мероприятии планируется, как деловая программа, так и развлекательные мероприятия. В деловую программу включены доклады по основным тенденциям развития указанных стандартов, эффективности их внедрения в Российских компаниях и т.п. Ни для никого не секрет, что эффективное внедрение любой системы управления, будь то управление ИБ, ИТ или НБ, невозможно без наличия в штате квалифицированного персонала. При этом должны решаться три основные задачи:
   1. Донесение до высшего руководства понимания (осознания) того, что внедрение той, либо иной систему управления позволит не только сохранить бизнес в условиях возникновения форс-мажорных ситуаций, но и повысить его эффективность. Конечно, в нормальной практике все должно быть наоборот, важность внедрения должна исходить от высшего руководства;
   2. Обучение (повышение квалификации и/или переподготовка) специалистов и руководителей профильных отделов, которые непосредственно занимаются внедрением и/или сопровождением соответствующих систем управления;
   3. Повышение осведомленности сотрудников не профильных отделов компании. Например, высший менеджмент компании должен осознавать, что необходимо в обязательном порядке повышать осведомленность сотрудников в области ИБ, т.к. от каждого сотрудника зависит безопасность бизнеса всей компании. Инцидент безопасности может произойти не из-за злого умысла того, либо иного сотрудника, а из-за отсутствия элементарных знаний в области ИБ.
   Все это говорит о большой актуальности проведения обучения и повышения осведомленности всех сотрудников организации. Не смотря на очевидную актуальность обучения сотрудников, компании в условиях кризиса вынуждены значительно сокращать бюджеты на обучение. При этом оставшиеся средства необходимо потратить как можно эффективней и рациональней, в идеале без потери качества. Для решения этой, казалось бы противоречивой задачи, на помощь приходят перспективные дистанционные технологии обучения.
   Данные технологии могут использовать 2 вида коммуникаций:
   1. асинхронные коммуникации (электронная почта, форумы, доски объявлений, т.е. коммуникации при которых обмен сообщениями происходит в произвольное время);
   2. синхронные коммуникации (видео, аудио конференции, чаты, т.е. коммуникации при которых обмен сообщениями происходит в режиме реального времени).
   Наиболее технически сложными (и наиболее эффективными) являются синхронные коммуникации, т.к. они осуществляются в режиме реального времени.
   К синхронным коммуникациям относятся следующие технологии:
   1. чат (текстовые конференции);
   2. мгновенный обмен сообщениями;
   3. совместное использование приложений;
   4. аудиоконференции;
   5. видеоконференции (односторонние и двусторонние);
   6. веб-конференции (онлайн-семинары, вебинары);
   7. виртуальный класс.
   Если говорить строго, то первые два вида синхронных коммуникаций можно отнести и к асинхронным, но их отличие от электронной почты, досок объявлений и т.п., заключается в том, что пользователи, например, заранее договорившись, могут обмениваться текстовой информацией в режиме реального времени.
   Совместное использование приложений - этот вид коммуникаций, как правило, предназначен и удобен для демонстрации или обучения работе с программными продуктами. Изучаемый программный продукт запускается только на одном компьютере в сети, а на всех остальных компьютерах доступно содержимое экрана этого компьютера. При этом существует возможность удаленного управления программой мышью и клавиатурой.
   Аудиоконференции могут быть организованы путем установки на рабочих станциях специализированного ПО, либо с помощью стандартных инструментов браузера.
   Видеоконференция - это вид групповых телекоммуникаций, который позволяет группе людей из трех и более человек видеть и слышать друг друга, а так же обмениваться данными с персонального компьютера (передача данных), независимо от разделяющего их расстояния. Для организации видеоконференций используется технология - видеоконференцсвязь. Исследования ученых показали, что если к общению собеседников по звуковому (аудиальному) каналу добавляется визуальный невербальный язык (жесты, мимика и т.п), то у собеседников (например, преподаватель и слушатель) повышается эффективность восприятия информации. Видеоконференции часто сопровождаются передачей данных. Он означает интерактивный показ компьютерной информации параллельно со звуком и видео в том же канале. Для общения в режиме видеоконференции абонент должен иметь терминал видеоконференцсвязи. Обычно этот терминал состоит из микрофона, видеокамеры, устройств отображения информации и воспроизведения звука, а также центрального устройства - кодека, обеспечивающего кодирование/декодирование аудио и видео информации, захват и отображение контента. В качестве кодека может использоваться компьютер с программным обеспечением или программно-аппаратный комплекс.
   Под веб-конференцией (онлайн-семинаром) понимается проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. В последнем случае, чтобы присоединиться к конференции, нужно просто ввести адрес сайта.
   Одним из видов веб-конференции является вебинар. Вебинар - это особый тип веб-конференций. Связь, как правило, односторонняя — со стороны говорящего, и взаимодействие со слушателями ограниченно. Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. В некоторых случаях ведущий может говорить через телефон, комментируя информацию, отображаемую на экране, а слушатели могут ему отвечать, предпочтительно по телефону с громкоговорителем. На рынке также присутствуют технологии, в которых реализована поддержка VoIP аудио-технологий, обеспечивающих полноценную аудиосвязь через Сеть. Вебинары (в зависимости от провайдера) могут обладать функцией анонимности или «невидимости» пользователей, благодаря чему участники одной и той же конференции могут не знать о присутствии друг друга.
   Виртуальный класс - это электронная имитация аудиторного обучения. Виртуальный класс это комплекс программных продуктов, реализующих сразу несколько элементов синхронного общения, которые позволяют приблизить общение через локальные или глобальные сети к общению "лицом к лицу" с помощью следующих функций:
- классная доска - возможность писать и рисовать на экране, доступном одновременно всем участникам общения;
- общий широковещательный чат;
- функция «поднятия руки»;
- индивидуальный обмен сообщениями между слушателями и преподавателем;
- демонстрация слайдов, учебных материалов.
   Все эти технологии позволяют вывести обучение на новый уровень.
   Интернет позволил:
- снизить стоимости доставки знаний;
- унифицировать корпоративные сетевые стандарты;
- создать технологические решения, работающие на различных компьютерных платформах, а также открытые стандарты подготовки учебных материалов;
- расширить рынок, что позволило любому человеку имеющему выход в Интернет проходить обучение со своего компьютера не зависимо от того где находится поставщик электронного обучения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий